Из истории Школы-интерната №28.

Слепцова И.Д.,

директор школы-интерната.

На одной из окраин города Якутска, расположена школа, ставшая для многих ребятишек и педагогов, работающих в ней, Домом Добрых Надежд. Называется эта школа — Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №28 (VIII вида).

Оставшиеся без своих близких, по разным семейным обстоятельствам, рано познав негативные стороны жизни, нередко отчаявшись и потеряв веру в людей, попадают сюда дети с нарушениями интеллекта и выходят в жизнь рослыми спортивными юношами, стройными красивыми девушками, социально защищенными и адаптированными к взрослой жизни.

Государственная политика России по отношению к детям-сиротам имеет многовековую историю, начиная со времен русских князей. В 1682 году во времена царствования Петра 1 был подготовлен проект Указа, который впервые ставил вопрос об открытии специальных домов для нищих детей (безродных сирот). Этим Указом впервые воплотили в жизнь России идею государственного призрения, в основе которой лежат «нужды государства и забота о пользе населения».

Через 178 лет (9 октября 1860 года)  в Якутии на деньги купца второй гильдии Николая Ивановича Чепалова был открыт первый в Якутии приют для безродных детей и сирот в возрасте от 3-х до 16 лет. 15 декабря 1852 года из собственных средств он пожертвовал «на учреждение в Якутске детского приюта для незаконнорожденных детей 12 тысяч серебром на покупку дома и содержание, и первоначальное обзаведение». Прошение об открытии приюта было отправлено на Высочайшее имя. Дело об открытии приюта было рассмотрено Российским Комитетом главного попечительства детских приютов и решено, что открытие воспитательных домов законом не разрешено. Но в дело вмешалась императрица, и государыне императрице Александре Фёдоровне было благоугодно всемилостивейше учредить 27 января 1859 года личный состав первого Якутского попечительства. За это время Николай Иванович умер. Его вдова, А.И Чепалова, выполняя волю мужа, согласно завещанию, внесла деньги и купила на аукционных торгах каменный дом для приюта. Перед самым открытием в доме случился пожар, и все деревянное выгорело…. Но нашелся человек – мещанин Д.С Попов, который « для давно ожидаемого приюта в Якутске пожертвовал 1500 рублей серебром». О чем было написано в отчете первого Якутского попечительства, в котором председателем был губернатор, помощником-вице-губернатор, в составе попечительства были городской голова, директор–казначей, медицинский инспектор и директор приюта (все первые лица якутской губернии и Якутска). Здание было отремонтировано, пристроен мезонин, и наконец, приют, названный Мариинским (в честь царицы), был открыт. В 1865 году в нём жили 19 детей от 6 до 11 лет. По средам и субботам их учили Закону божьему. В остальные дни  учили рисованию, выразительному и объяснительному чтению, арифметике, музыке, чистописанию, рукоделию и гимнастике. Этот приют – прадедушка нашего интерната.

В 1909 году в Якутске был учрежден трудовой приют для более старших сирот, названный Ольгинским, для детей от 11 до 17 лет, которые жили в нем и работали.  Заработанные деньги откладывались на книжки воспитанников и выдавались им при выходе из приюта.

Таким образом, более 300 лет в Якутии продолжается история приютов, ставших детскими домами, и школами-интернатами, в которых воспитываются дети, взятые под опеку государством.

В военные и послевоенные годы детский дом города Якутска располагался в с. Марха. Мархинский детский дом в 1952 году был разделен на школьный и дошкольный детские дома (Распоряжение Правительства ЯАССР №8, приказ по Мархинскому детскому дому №4/3  от 17 января 1952 г). Дошкольный детдом впоследствии стал детским домом «Берегиня», а школьный детский дом стал городским интернатом при школе №10.

В сентябре 1966-67 учебного года городской интернат переехал в новое здание (в котором сейчас находится средняя школа №27), и стал называться школой-интернатом №28, где воспитывалось около двухсот детей. Первым директором была Алантьева Л.М.  В 1973 году школу-интернат №28, с согласия директора Счастливого Е.П., перевели в здание по улице Якутской, 37, где мы и находится. Это не просто здание, где учатся и живут дети, родителей которым заменило государство. Здесь каждый год проводится огромная работа всего коллектива, чтоб никто из маленьких детей, пришедших сюда не почувствовал себя ненужным или обделенным. В соответствии с переменами в жизни народа, в жизни страны происходят изменения и в интернате, продиктованные временем:

  • В 1982 г. школа получила статус детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • В 1987 г. стала вспомогательной школой-интернатом для детей с интеллектуальными отклонениями в развитии.
  • В 1994 г. одними из первых в республике перешли на организацию разновозрастных групп по семейному типу.
  • В 2000 г. на первом городском Конкурсе классных руководителей школа-интернат №28 Управлением образования г.Якутска была названа Домом Добрых Надежд.
  • В 2006 году школа переименована в Муниципальное образовательное учреждение Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (VIII вида).

Сейчас официальное название нашей школы (с 2013 г.) — Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение «Специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат№28 (VIII вида) для детей-сирот и детей, и детей, оставшихся без попечения родителей»  городского округа  «город Якутск».

Как бы ни менялись названия и статус школы, она была и остается Домом Добрых Надежд для многих ребятишек, воспитывавшихся или воспитывающихся в школе и людей, работающих здесь.

Руководство школы №28:

Годы                           Директор           Зам.директора по УВР    Зав.интернатом

  Зам.дир. по ВР

1966-1967                  Алантьева Л.М.

1967-1969                  Хромушин И.И.

1969-1974                  Счастливый Е.П.       Аксенова Л.И.

1974-1977                  Счастливый Е.П.        Слободина А.А.     Аксенова Л.И.

1977-1980                  Горский Э.Б.               Слободина А.А.     Стародворская Н.Н.

1980-1982                  Бердникова С.И.         Слободина А.А.

1982-1984                  Карташов А.Т.            Слободина А.А.    Якутина В.А.

1984-1985                  Алантьева Л.М.          Слободина А.А.    Якутина В.А.

1985-2004                  Слободина А.А.          Потапова Е.Г.        Якутина В.А.

Дабанова А.А.       Цареградская Л.В.

с 2004 года                 Слепцова И.Д              Медведева С.В.      Ефимова Т.А.

Ефремова Л.П.

Дьячковская Е.С.

 

Школа является базовой школой по повышению квалификации педагогических кадров специальных (коррекционных) учреждений, методической службы РЦПМСС МО РС(Я), Педагогического института СВФУ. Школа находится под опекой МФ «Дети Саха-Азии».

В школе работают неравнодушные, яркие неординарные личности, каждый вносит свою лепту, а слаженный труд членов коллектива неизменно приводит школу к очередному весомому результату. Стало традицией участие во всех городских и республиканских смотрах и конкурсах. Хочется назвать первых – первые шаги даются труднее всего:

  • Лауреаты I Слета творчески работающих педагогов г.Якутска: Березовская Г.Н., Потапова Е.Г., Колмаков С.М.
  • Лауреаты II Слета творчески работающих педагогов г.Якутска «Педагогический звездопад»: Березовская Г.Н., Протопопова Н.И., Иванов А.Н., Цареградская Л.В.
  • Лауреат III Слета творчески работающих педагогов г.Якутска: Вильдяйкина Т.В.
  • Лауреаты IV Слета творчески работающих педагогов г.Якутска «Учителями славится Якутск»: Курманова Е.С. – золотой диплом, Осипова О.Д., Ефимова Т. А., Семенов Л.К. – серебряный сертификат, Павлова А.Ф. – номинация «Молодо — зелено».

Это участие и победа Потаповой Е.Г. в 1 городском конкурсе «Учитель года-94» среди учителей специальных коррекционных школ и школ-интернатов, Березовская Г.Н. стала призером второго конкурса «Лучший учитель коррекционной школы».

1999 — Победитель конкурса МО РС(Я) «Лучшая школа-интернат».

1999 — Лауреат городского фестиваля «Педагогический Оскар» в номинации «Школы года России, Якутии».

2000 — Участие в 1 городском конкурсе классных руководителей, два класса (классные руководители Березовская Г.Н., Потапова Е.Г.) представлены к занесению в республиканскую Книгу-энциклопедию лучших классных коллективов 2000 года.

2003 —  результативное участие в республиканском конкурсе МФ «Дети Саха-Азии» «Дорогу осилит идущий» — Потапова Е.Г., Грачева И.А. , учителя швейного дела – Курманова Е.С., Серагина В.Л., Горбунова Н.А.

2003  — результативное участие в смотре-конкурсе методических объединений в рамках городского конкурса «Суперучитель-2003».

2007, 2008 – международные Волковские чтения: Потапова Е.Г., Слепцова И.Д., Скрыбыкина Е.Н., доклады опубликованы в книге «Педагогика любви», гг. Горно-Алтайск, Тыва.

2009  — городской конкурс методических объединений среди специальных коррекционных школ коллектив МО учителей начальных классов и русского языка (февраль 2009 г.),  грамота, II место.

— V Республиканские Макаренковские педагогические чтения: Протопопова Н.И., грамота за лучший доклад.

2010 – выставка столичного образования «Город мастеров»: Вильдяйкина Т.В., диплом.

2012 – II педагогический форум «Образование столицы в рамках национальных проектов»: Семенов Л.К., диплом I степени.

— Международные пед.чтения по экологии (г. Ангарск): Бишаева О.С., Ганюгина В.А., Потапова Е.Г.

— IX Республиканская педагогическая ярмарка «Развитие  образовательных систем на основе социокультурного подхода».

  • — республиканский конкурс профессионального мастерства «Педагог-библиотекарь года – 2013»: Лебедева Л.М., Победитель в номинации «Профессиональный успех».

— диплом «Лучшая библиотека образовательного учреждения в эколого-просветительской деятельности» в рамках 7 республиканской экологической акции «Природа и мы»

  • — VI республиканская НПК «Научно-концептуальные основы развития технологического образования молодежи»: Колмаков С.М., Семенов Л.К., Стручкова Н.И., благодарственные.

—  Всероссийский конкурс творческих работ «Мужчина рядом», диплом школе.

—  проект СЗН «Профессиональное будущее молодежи города Якутска»: Егорова А.Д., благодарственное письмо.

— V Международный  Слет учителей (г.Сочи): Ефимова Ф.Г., Протопопова Н.И., дипломы лауреатов.

Школа стала лауреатом «Первого Всероссийского смотра-конкурса на лучшую презентацию образовательного учреждения-2014», проведенного международной академией развития образования;

2015 — Международный  конкурс «Надежда Планеты» (г.Новосибирск): Потапова Е.Г., Ефимова Т.А., Бишаева О.С., Вильдяйкина Т.В., Осипова О.Д., Татаринова О.А., дипломы лауреатов.

— Межрегиональная конференция «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ООП в условиях модернизации специального образования»: Силина Н.Ц., сертификат за лучший доклад.

— Межрегиональный семинар «Специальное (коррекционное) образование в условиях системных изменений» (г. Санкт-Петербург): Вильдяйкина Т.В., Осипова О.Д., свидетельства о представлении опыта работы.

Обучение в коррекционной школе-интернате основано на лучших традициях народной педагогики и осуществляется по адаптированному учебному плану, специальным программам и учебникам, с использованием коррекционно-развивающих методов и приёмов обучения детей с особыми возможностями здоровья. Главной задачей школы является привитие социально-бытовых и трудовых навыков с целью реабилитации и последующей интеграции в общество. Уроки труда  занимают основное место в учебном плане, особенно в старших классах. Трудовому воспитанию уделяется особое внимание с первых дней пребывания ребенка в школе-интернате. Через привитие трудовых умений и навыков ведется тонкая коррекционная работа в классах и семейных группах. Каждый учитель технологии, помимо уроков, ежедневно ведет занятия общественно-полезным трудом.  Это ремонт и изготовление мебели, бытовых столярных изделий (подшляпники, шкатулки, вешалки, подставки для цветов и пр.) у мальчиков, ремонт и пошив одежды, разное рукоделие у девочек. Свои изделия ребята с радостью дарят. Так, старшие девочки связали и вручили варежки ребятам-беженцам, ежегодно шьют подарки для дома престарелых, обеспечивают фартуками, прихватками свои семейные группы. Воспитанники принимают участие в косметическом ремонте помещений семейной группы, корпусов летней дачи. И недаром наша летняя дача называется «Труд». Дети выращивают цветы, овощи, работают волонтерами. Каждая семейная группа имеет свою теплицу, грядки. Последние три года увлеченно осваивают азы ландшафтного дизайна. Помимо этого, устраиваем регулярные субботники по очистке территории, трудовые десанты. Например, осенью собираем ягель для оленей этноцентра «Чочур-Муран», весной убираем снег на мемориале «Журавли над Ильменем».

Несколько лет школа работает над проблемой подготовки детей с ОВЗ к успешной социализации в обществе. Эта работа определила задачи всей школы на несколько лет. Школа стала городской, а затем республиканской экспериментальной площадкой.

Опыт работы по подготовке к самостоятельной жизни старшеклассников-сирот в СКОШ-И VIII вида и вопрос особенностей коррекционно-педагогической работы по подготовке к самостоятельной жизни старшеклассников-сирот с нарушением интеллекта был представлен на научно-методических  семинарах и конференциях вплоть до международного уровня. На республиканском уровне:

2010, март — научно–методический семинар «Психолого–педагогические условия социализации детей с отклонениями в развитии».

2011, март — научно–практическая  конференция «Проблемы духовно–нравственного воспитания на современном этапе», Лига «Женщины – учёные Якутии».

2012, июнь — IX Республиканская педагогическая ярмарка «Развитие  образовательных систем на основе социокультурного подхода».

2013, март  —  Открытый Республиканский конкурс инновационных проектов и программ на Гранты Президента РС(Я)  — С(К)ОШ-И №28 получила статус РЭП.

На городском уровне:

2011 – «Роль классного руководителя в развитии личности ребенка и подготовки его к постинтернатной адаптации», научно-методический семинар «Подготовка воспитанников коррекционных школ-интернатов к самостоятельной жизни».

2011, апрель – «Нравственное воспитание и подготовка к постинтернатной адаптации в коррекционной школе», семинар-практикум «Коррекционно-развивающая среда как условие социализации детей с ОВЗ: опыт и аспекты сотрудничества».

2012, февраль – Форум педагогов г.Якутска «Социальная функция образования: новые подходы и тенденции».

2012, февраль – городской методический семинар «Духовно-нравственное развитие – высший фактор социализации детей с ОВЗ».

Были подготовлены и выпущены 2 научно-методических сборника:

  • Психолого-педагогические условия социализации детей с особыми образовательными потребностями: материалы республиканского науч.-метод.семинара/Сост. И.А. Юдина, Н.Э. Куликовская. – Якутск: Офсет, 2013.
  • Педагогические условия подготовки к самостоятельной жизни воспитанников-сирот в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида: научно-методический сборник /Под науч. Ред. И.А. Юдиной. – Прага: Vedeckovydavatelskecentrum «Sociosfera-CZ», 2014.

Эта работа закономерно перешла на новый уровень – организация постинтернатного сопровождения детей-сирот. Да и как иначе? Кто поможет детям, оставшимся без попечения родителей, делать первые шаги во взрослой жизни, как не свой Дом. Создана школьная Служба постинтернатного сопровождения. В 2013 принимали участие в Открытом республиканском конкурсе инновационных проектов и программ на Грант Президента РС(Я)  — получен статус РЭП, в 2015 – перешли на статус КРИП.

2015 – выиграли грант главы городского округа г.Якутск «Постинтернатное сопровождение выпускников».

Каждый педагог, работающий в школе, не только профессионал, он –  неравнодушный творческий человек, умеющий находить творческие способности у каждого ребёнка, помогая вовремя их раскрыть и развить. С помощью радости первых успехов и первых маленьких побед над собой готовить к дальнейшей жизни в обществе, избавляя от комплексов, воспитывая уверенность в себе. Способов для достижения цели множество. У каждого учителя есть свои. Многие ведут кружки, например: у Вильдяйкиной Т.В. – «Школа юного каюра», клуб «Тинейджер», изостудия «В гостях у Акварельки», у Лебедевой Л.М. – «Центр досуга», «Кукольный театр», у Ефимовой Ф.Г. – «Мужской клуб», «Робототехника», у Олесова П.Г. – спортивные секции, у Солодовой Е.А. – «Бисероплетение», у Абрамовой Т.Д. – «Арт-дизайн», у Осиповой О.Д. – «Оригами», у Ефимовой Т.А. – «Школа кулинара», у Протопоповой Н.И. – «Цветоводство», у Силиной Н.Ц. – «Драмкружок», и пр.

Удивительно то, как вот уже много лет коллектив школы в поисках нужного направления непременно находит самое верное. Это и приоритет внеурочных форм работы задолго до внедрения ФГОС, и создание в школе детских общественных объединений до организации общегородского движения,  и оздоровление детей, и летний труд, и многое другое.

Вот уже несколько лет известен в городе танцевальный ансамбль школы «Улыбка», возглавляемый Отличником народного образования, Отличником молодёжной политики  РС(Я) Васильевой Л.С. Каждый школьный праздник, каждое событие непременно украшены выступлением ансамбля. Дети с гордостью демонстрируют своё умение двигаться, показывая пример «Ты можешь» младшим. Исполняя танцы разных народов, приобщаются к культуре других народов. Все костюмы изготавливаются в школьной мастерской руками детей и взрослых. В школе работает студия «Вдохновение», работу в которой ведут учителя швейного дела Стручкова Н.И., Мохначевская М.П. Здесь создают модели одежды как для выступлений, так и для повседневной жизни, с использованием национальных и современных мотивов.

Более 20 лет назад решили перестроить работу с группами интерната, приблизив их уклад к семейному. В разновозрастных семейных группах старшие заботятся о младших, дети одной семьи, братья и сестры, поступая в интернат, не разлучаются друг с другом. Сейчас в нашем интернате 6 семейных групп, в каждой своя история, свои традиции, но все вместе – одно целое. То, что называется Дом добрых надежд.

Активно ведётся в школе педагогика сотрудничества, ориентированное на каждого ребёнка обучение, сочетающее обучение и поддержку ребёнка с учётом индивидуальных особенностей каждого. Найдя самое значимое для ребёнка, вырабатывается мотивация к изменениям в лучшую сторону. Показывая ему пример, рядом обязательно есть кто-то, за кем ребёнок должен тянуться. Вместе учатся радоваться, вместе выступают на концертах, вместе выпускают газеты, готовятся и участвуют в конкурсах. Традиционны в школе яркие праздники, участие в которых принимают дети, педагоги и каждый член коллектива.

Большую помощь в воспитании и оздоровлении детей-сирот оказывают наши друзья. Это Попечительский совет,  его председатель  министр охраны природы РС(Я) Афанасьев С.М. Также в состав совета входят Ерко А.А., I  зам. генерального директора ООО «Хоту — Ас», Шевелев В.С., управляющий  Якутского ОСБ №8603 Сбербанка России, Миначева Н.С.– и.о. ген.директора АНО ОСКУ РС(Я) «Якуткурорт», Сивцев Н.Т. – ген.директор по строительству автомобильных дорог РС(Я), Махаров Д.Д.– ген.директор ГУП Лизинговая компания «Туймаада — Лизинг». За многолетнее сотрудничество, большой вклад в дело воспитания

В нашу школу к детям приходят и другие неравнодушные люди, становятся спонсорами, шефами. Это Министерство по делам молодежи и семейной политике в лице  Белозерова Д.Г., Управление ФСБ по РС(Я) (Барышев А.А.), ООО «Центр финансовых услуг» (Дарбашкеев Б.С.), Саханефтегазбыт (Никитин И.Ю.), Компания праздничного оформления «Праздник» (Олесов Р.Ю.), Данилов И.И. — депутат городской думы, коллективы УВО МВД, столовой ДП-2, ресторана «Тыгын Дархан», фотостудии «Совершенство» и многие другие.

Вопрос улучшения материальной базы   школы является предметом особой заботы  руководства и попечителей. За 10 лет введены в строй гараж, два жилых корпуса летней дачи,  спортивные площадки в школе и летней даче, игровая площадка на летней даче, обновлен автопарк. Школьные кабинеты полностью оснащены компьютерами, учебно-наглядным оборудованием, приобретены интерактивные доски. Полностью обновлена мебель в классах и семейных группах, семьи оснащены душевыми кабинами, бытовой техникой. Делается все, чтобы детям-сиротам было уютно и комфортно.

Самая главная и нужная работа – воспитание будущего поколения. Мы растим воспитанников гражданами, любящими свой край, свой народ, свою страну. Нашей школе 50 лет, она с надеждой смотрит в мир и готова к новой работе, к переменам, к лучшему.