Вуз и школа: стратегия сотрудничества.

Юдина И.А., к.п.н.,

зав. кафедрой СДО педагогического института СВФУ,

научный руководитель ОЭР СКОШИ №28 г. Якутска.

 

Кафедрой специального (дефектологического) образования педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова реализуется модель взаимовыгодного сотрудничества с базовыми организациями, которая обеспечивает практическую подготовку бакалавров-дефектологов с учетом многоаспектности и полифункциональности их деятельности, выстраивая образовательный процесс с учетом потребностей работодателей, а также способствует развитию научно-методического потенциала образовательных учреждений.

Педагогический институт СВФУ и специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат № 28 (VIII вида) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Якутска объединяют годы плодотворного взаимодействия. Его начало определено открытием 2003 году специальности «Олигофренопедагогика». Многолетние традиции коллектива школы-интерната в области коррекционно-педагогической работы с воспитанниками-сиротами, имеющими нарушение интеллекта, признанный авторитет в республиканской профессиональной среде позволили одной из первых определить ее в число учреждений, обеспечивающих практическую базу для подготовки будущих дефектологов.

В рамках научно-методического сотрудничества с образовательными организациями РС (Я) по реализации инновационных проектов преподавателями кафедры осуществляется научное руководство опытно-экспериментальной работой, что позволяет организовывать участие студентов в научно-методических мероприятиях, проводимых в рамках ОЭР, НИРС, выполнение курсовых и дипломных работ на базе данных учреждений по актуальным проблемам  специального и инклюзивного образования.

С 2008 г. по 2013 г. на базе школы-интерната № 28 проводилась ОЭР на тему «Организационно-педагогические условия подготовки к самостоятельной жизни воспитанников-сирот в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида», научным руководителем которой являлся автор статьи. Работа в режиме эксперимента потребовала модернизации всего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в школе-интернате, с учетом данного направления, предварительной и систематической подготовки педагогов в ходе эксперимента, способствовала расширению рамок социального партнерства. Для обеспечения результативности ОЭР проведена большая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов, организации деятельности по обобщению и распространению передового педагогического опыта. По итогам эксперимента издан научно-методический сборник.

В ходе системной работы коллектива по повышению качества подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, послужившей стимулом для развития инициатив педагогов, обозначились новые горизонты экспериментальной деятельности в данном направлении. Это обусловило открытие республиканской экспериментальной площадки по теме «Организация службы постинтернатного сопровождения выпускников-сирот специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида». По результатам конкурса на гранты Главы РС (Я) для образовательных организаций, реализующих инновационные проекты, в 2015 году школе-интернату присвоен статус «Кандидат на республиканскую инновационную площадку» (приказ МО РС (Я) от 28 апреля 2015 г. № 01-16/1877). И в том же году выигран конкурс на Грант главы городского округа г.Якутск по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов.

В ходе практических, лабораторных занятий, различных видов педагогической практики, проводимых на базе данной школы-интерната в рамках договора о сотрудничестве, педагоги щедро делятся знаниями, опытом с нашими студентами. В процессе активного взаимодействия на базе образовательного учреждения организуется научно-исследовательская работа, выполняются курсовые, выпускные квалификационные работы. Приобретение необходимого опыта оказания коррекционно-педагогической помощи детям с нарушением интеллекта, изучение на практике системы воспитательной работы с детьми-сиротами в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната, включение в инновационную деятельность обеспечивают студентам условия для формирования профессиональных компетенций.

Примером использования потенциала взаимодействия вуза и данной базовой организации служит также систематическое совместное проведение научно-методических мероприятий с привлечением студентов. К наиболее значимым из них следует отнести Республиканский научно-методический семинар «Психолого-педагогические условия социализации детей с отклонениями в развитии», организованный совместно с РСКОШИ №2, СКОШИ №28 г. Якутска (2010 г.), с публикацией сборника материалов; Республиканский научно-методический семинар «Педагогические условия подготовки к самостоятельной жизни воспитанников-сирот в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида», проведенный совместно со школой-интернатом №28 по итогам опытно-экспериментальной работы (2015 г.).

Эффективной формой сотрудничества кафедры с базовыми учреждениями считаем ежегодное проведение студентами новогодних утренников для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для детей-инвалидов, организацию акции «Подари детям праздник» по сбору подарков для этих детей. Эта добрая традиция, способствующая повышению интереса студентов к будущей профессии, формированию их профессиональных компетенций, направлена на оказание социально значимой помощи детям, имеющим проблемы в развитии.

Администрация и педагоги школы-интерната №28 принимают участие в разработке образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование, профилю «Олигофренопедагогика», оценке деятельности студентов при прохождении педагогической практики, в работе государственной экзаменационной комиссии, рецензировании выпускных квалификационных работ, что позволяет им как работодателям отслеживать качество подготовки выпускников и вносить предложения по его совершенствованию.

Активная педагогическая деятельность студентов, способствующая определению профессиональных приоритетов, творческой реализации, создает условия для последующего трудоустройства выпускников в базовое учреждение. Отрадно отметить, что за годы сотрудничества коллектив школы-интерната значительно пополнился нашими выпускниками, которые, по отзывам коллег, являются перспективными, инициативными, хорошо подготовленными молодыми специалистами.

Таким образом, подбор базовых организаций и результативность взаимодействия с ними определяют качество практико-ориентированной образовательной среды, являющейся важным условием эффективной подготовки бакалавров-дефектологов. Многолетний опыт сотрудничества кафедры специального (дефектологического) образования со специальной (коррекционной) общеобразовательной школой-интернатом № 28 (VIII вида) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Якутска, подтверждает, что реализуемая модель взаимодействия с базовыми учреждениями является взаимообогащающей, способствующей оптимальному использованию научно-методического, кадрового потенциала.