Программно-целевой подход к организации воспитательной работы.

Дьячковская Е.С.,

заместитель директора по ВР.

 

Наша школа-интернат  №28 (VIII вида) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей городского округа «город Якутск» решает задачи обучения и воспитания детей с нарушениями интеллектуальной недостаточности, коррекцию отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Воспитанники проживают в условиях, приближенных к домашним. Разновозрастными, разнополыми группами с сохранением родственных связей. Приоритетной целью деятельности школы — интерната стало создание развивающей среды для воспитанников, способствующей их успешной адаптации в социуме.

Коллектив школы-интерната, объединяющий обучающихся и сотрудников, осуществляет свои задачи в тесном взаимодействии с общественностью. Для успешного решения задач учебно-воспитательного процесса организовано сотрудничество всех его участников: педагогов, учеников. В школе сложилась целостная система социально-психологического взаимодействия. Стиль отношений между различными участниками учебно-воспитательного процесса направлен на создание атмосферы успешности, личностного развития обучающихся.

Таким образом, вся воспитательная система направлена на реабилитацию и социальную адаптацию  умственно отсталого школьника   к реалиям окружающего мира, на становление его как полноправного и активного члена общества, который самостоятельно включится в взрослую жизнь.

К «сильным» сторонам в организации воспитательного процесса в школе-интернате  в течение последних 3 лет следует отнести:

— постоянное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования и организациями г.Якутска;

— эффективное использование коллективных творческих дел (КТД), проектных работ, в которых воплощаются идеи воспитанников и педагогов;

— деятельность временных творческих групп, благодаря которым решается проблема содружества детей и взрослых;

— систематическое повышение уровня методической подготовки педагогов в организации воспитательной работы с воспитанниками;

— тщательное отслеживание динамики развития личности детей;

По результатам анализа уровня воспитанности  в семейных группах, в ходе работы педсоветов,  ПМПконсилиума, семинаров было выявлено, что не всё в содержании и организации воспитательного процесса устраивает педагогов. Были выявлены   проблемные места в жизнедеятельности школы-интерната:

— недостаточное совершенствование нравственных качеств личности,  слабо развиты навыки межличностного общения;

— не в полной мере сформирована потребность воспитанников в здоровом образе жизни;

— нет системы в работе по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни;

— слабо используются возможности социума в формировании культуры и личности воспитанников,  способности к самоопределению, самореализации.

Для устранения данных проблем, с целью внедрения систематической подготовки воспитанников к самостоятельной жизни была проведена экспериментальная работа на уровне города «Организационно-педагогические условия подготовки к самостоятельной жизни воспитанников-сирот в С(К)ОШ-И VIII вида» под руководством к.п.н., зав.кафедрой СДО ПИ СВФУ И.А.Юдиной, создана экспериментальная V семейная группа старшеклассников. Эксперимент дал положительные результаты, опыт работы обобщен в виде семинаров, статей, издается книга.

Педагогический коллектив школы активно включился в процесс преобразований, реализации научно-исследовательской работы. В ходе экспериментальной работы была перестроена воспитательная работа в школе-интернате, в соответствии с предложенной блочной программой воспитательной работы О.С. Газмана.

В соответствии с направлениями жизнедеятельности школы-интерната мы предложили следующий блок программ воспитательной работы:

В режиме эксперимента разработали следующие программы: Я — гражданин своей страны, школа-территория ЗОЖ, Содружество, Творчество.

Краткая характеристика реализуемых программ:

«Школа — территория ЗОЖ»

Цели программы — пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков; обновление содержания и форм оздоровительной работы; психолого-педагогическое сопровождение по вопросам сохранения здоровья; профилактика злоупотребления психоактивными веществами.

Направления программы: Информация – залог успеха, Выбор за тобой, Психогигиена, Спорт – это жизнь, Всей семьей – всей школой, Неболейка, Здоровое питание – основа жизни, Лето – дача – здоровье.

Благодаря деятельности программы вошли в традицию школы ежегодное участие в городской Ярмарке здоровья (июнь), общешкольные дни здоровья (сентябрь, май), «Школа выживания» в рамках проекта «Мужской клуб», работа клуба «Светофор» и др. В модуле «Информация — залог успеха» успешно развивается издание школьных газет «Здоровейка» и «Школьный вестник» силами воспитанников и педагогов школы; также участие в городских и республиканских  конкурсах социальных роликов. В конкурсе социальной рекламы «Позитив.Здоровье.Креатив»  — диплом (2011), грамота (2013); Республиканский конкурс социальных роликов  (2012) – специальный приз (видеокамера); Конкурс социальных роликов «Моя семья» – 2 место (2013).

В декабре 2010 г. школьный Наркопост (Пост ЗОЖ) занял  3 место в смотре-конкурсе среди городских общеобразовательных школ и награжден Почетной грамотой Главы ГО «Город Якутск». В декабре 2012 г. вошел в пятерку лучших города и награжден фотоаппаратом. В  мае 2014 г. награждены дипломом 1 степени в городском конкурсе программ-проектов, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся.

Программа «Я — гражданин страны»

Цели программы – формирование и развитие патриотических чувств, привитие правовых знаний и правовой культуры школьников, формирование законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников и  воспитание основ безопасности. В городском конкурсе программ-проектов, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся, мы награждены Дипломом 1 степени.

На протяжении ряда лет наша школа поддерживает тесную взаимосвязь с Управлением федеральной службы безопасности по Республике Саха (Якутия). Сотрудники ФСБ с удовольствием участвуют во всех совместных мероприятиях.

Программа «Содружество»

Цель: формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе.

Дети коррекционной школы-интерната ограничены в общении со сверстниками, не похожими на них, и взрослыми людьми. Своеобразная закрытость социального пространства учреждения препятствует успешной социальной адаптации. Данная проблемная ситуация побудила коллектив школы разработать программу «Содружество».

Традиционно ребята и педагоги школы выступают с поздравительными концертами в Якутском городском доме-интернате для престарелых и инвалидов, 20 сентября 2013 года состоялось подписание трехстороннего соглашения о сотрудничестве между Молодежным Правительством РС(Я), школы-интерната и Республиканским домом-интернатом для престарелых и инвалидов. Результатом такого взаимодействия является создание по-семейному теплой атмосферы сотрудничества между взрослыми и детьми.

В организации выездов нам активно помогают наши социальные партнеры: АСП «Подросток», политические партии «Единая Россия», ЛДПР, члены Интернет-сообщества «Родительский форум», благодаря которым воспитанники регулярно посещают театры, кинотеатры города, музеи, парк культуры и отдыха, развлекательные центры («Мандарин», «Космобол», «Планета Кидс»). Наша школа имеет опыт сотрудничества с Государственным академическим русским драматическим театром им. А.С.Пушкина:  группа воспитанников задействована в спектакле «Сон в летнюю ночь» в роли лесных эльфов. С каждым годом программа «Содружество» расширяется, появляются новые партнеры и новые формы работы.

Программа «Творчество»

Цель: создание условий для развития личности-ребенка, мотивации к творчеству, приобщения ребят к общечеловеческим ценностям, профилактика девиантного поведения путем вовлечения в коллективные мероприятия

В эту программу включена деятельность  танцевального ансамбля «Улыбка» (руководитель Васильева Л.С.), «выросший» из уроков ритмики, и творческая студия «Вдохновение» (руководитель Стручкова Н.И.). Кроме того, входят занятия детей в школьных объединениях «Альтаир» и «Звездочка», где воспитанники организуют и проводят общешкольные праздники, концерты, дискотеки, и просто поют и играют. Также учащиеся занимаются творчеством в Центре досуга (при библиотеке).

В свое время работали творческие группы «Театр», «Цирк», «ТЮЗ», «Кино», в которые были включены все дети и все работники интерната. В течение года по своим планам группы проводили беседы, экскурсии, игры, конкурсы, в завершение был поставлен большой школьный концерт. Группа «Кино» (руководитель Протопопова Н.И.) опубликовала статьи в выпуске «Кинопроект «70 фильмов до Победы», «Экология души», успешно продолжает работу в сотрудничестве с Музеем кинематографии. В связи с началом «Года кино» в январе 2016 г. коллектив школы-интерната показал танцевальный спектакль «Королевство кривых зеркал» по мотивам музыкальных фильмов ветеранам кинематографии, представителям Губинского и Строительного округов, ученикам 25 школы и студентам пединститута.

Самым большим достижением в работе школы по данному направлению считаем благотворительный концерт «Мы – дети России» в Доме дружбы народов им. А.Е.Кулаковского в 2012 г. – яркое завершение школьного цикла мероприятий, посвященных Году единения и дружбы в РС(Я). В подготовке к концерту принимала участие вся школа от мала до велика – выбирали номера, репетировали, шили костюмы, распространяли билеты, готовили сцену. Зал был заполнен до отказа. Такие мероприятия показывают сплоченность коллектива, формируют психическое и духовное благополучие его членов, повышают уверенность в своих силах.

Такой подход к организации воспитательной системы позволяет достигать положительного результата в воспитании. В ней просматриваются все компоненты: цели, субъекты, содержание и способы деятельности, отношения, создан благоприятный микроклимат, условия для самореализации детей, удовлетворение их интересов и потребностей, подготовка к самостоятельной жизни.

Обобщая опыт работы, воспитатели и учителя представляли на обсуждение педагогической общественности города и республики промежуточные итоги воспитательных программ в докладах, публикациях, при проведении  мастер-классов, выставок.

Планомерно педагоги проходят курсы повышения квалификации, где также представляют работу школы. Ежегодно методическая служба школы-интерната разрабатывает и проводит тематические педсоветы,  методические семинары.

С введением блочного программно-целевого подхода к воспитательной работе в результате планомерной методической работы  по обобщению опыта стало больше публикаций: если за 2012-2013 год было опубликовано 16 статей, то за 2013-2014 год — 33 работы. В последующие годы идет качественный и количественный рост публикаций, заметно расширяется география.

В результате реализации программно-целевого подхода к организации воспитательной работы в коррекционной школе-интернате мы пришли к выводу, что блочная система воспитательных программ предоставляет наиболее благоприятные условия для повышения качества воспитательной работы, совершенствования профессионального роста педагогов, успешной коррекции и развития личности воспитанников с ОВЗ.

Что подтверждается следующими критериями:

  • отсутствием воспитанников, стоящих на учете в ИДН и КДН, начиная с 2009 года;
  • 100% занятостью детей в кружках и секциях;
  • повышением общего уровня воспитанности, что показывают положительные отзывы общественности и анализ мониторинга;
  • 100% обучением выпускников в учреждениях НПО;
  • ростом успешного участия воспитанников в мероприятиях города и республики;
  • высокой результативностью методической работы школы в режиме эксперимента;

Эти критерии позволяют рассматривать продуктивность процесса воспитания и как фактор самореализации ребёнка, и как важнейшее условие становления индивидуальности воспитанника с нарушениями в развитии.

Результаты, полученные в процессе работы педагогического коллектива, актуальны и значимы для  повышения качества подготовки воспитанников с проблемами в развитии к самостоятельной жизни и труду.

На основе  трудов Андреевой С.В, Борняковой Л.М, Басанговой Б.М, Шоркиной Т.Д нами были разработаны  мониторинг уровня воспитанности и мониторинг уровня здоровья. Разрабатывая систему критериев, мы остановились на личностном развитии (нравственных качествах), отношение к труду, отношение к творчеству.  Уровень здоровья отражается в критериях: общее состояние здоровья, уровень тревожности,  дневной и ночной сон,  спортивные умения и навыки, склонность к вредным привычкам. Данные виды мониторинга на сегодняшний день мы считаем оптимальными, в то же время проводится дальнейшая апробация. Также творческой группой разрабатывается мониторинг уровня социализации. Для экспериментальной группы введен отдельный мониторинг. Анализ мониторинга уровня воспитанности позволяет говорить об эффективности воспитательной работы, достижения поставленной цели. также вырабатывается соответствующая прогностическая информация, показывающая направления, по которым необходимо усилить работу.

В каждой семейной группе  ведется карта занятости детей, где отражается  занятия по дополнительному образованию и внеурочная деятельность.

С переходом на программно-целевой подход к организации воспитательной работы стали принимать активное участие в творческих конкурсах.

Достижения за 2006-2007 уч.г.

название уровень  место Ф.И.О педагога
«Новые имена»

Туранова Галя

округ «Стипендиат II степени». Васильева Л.С
Смотр песни и строя городской среди СКОШ 3 место Ефремов Ф.Н
Спартакиада инвалидов республиканская Личные места воспитанников
футбол республиканский 1 место
Выставка «Умелые ручки» городской 1 место Молорова Соня,

2 место — Корытина Клава,  Ионина Вероника,

2 место — Дохновский Антон

Курманова Е.С
Соревнования по легкой атлетике городские По бегу Туранова Галя заняла 2 место (на 60м), Васильев Олег — 3 место(на 100м), Рыманов Вова — 1 место (на 400м). По прыжкам в длину с разбегом Васильев Олег занял 1 место, Дроздова Лида — 3 место. По прыжкам нарты Рыманов Вова занял 2 место. По эстафете заняги 3 место, участвовали Туранова Галя, Дроздова Лида, Васильев Олег, Кишинский Женя. Общее командное — 2 место Ефремов Ф.Н

Достижения за 2013-2014 уч.год:

название уровень  место Ф.И.О педагога
Фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Музыкальная радуга» международный г.Сочи Лауреаты 3 степени (хореография) Васильева Л.С.
Фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Музыкальная радуга» международный г.Сочи Лауреаты 2 степени (студия мод) Курманова Е.С, Стручкова Н.И.
Конкурс «Профи»

Среди детей детского дома

республиканский Лауреат 2 степени (Высоцких Юрий) Абрамова Т.Д., Потапова Е.Г.,

Бишаева О.С.

Фестиваль детско-юношеского творчества «Юные таланты за безопасность» республиканский 1 место Васильева Л.С.
Фотоконкурс МДФ «Дети Азии», конкурс «Момент детства» республиканский Благодарственные письма воспитатели
I Региональный конкурс-фестиваль «Зима начинается с Якутии» региональный Лауреаты 2 степени Васильева Л.С.
Выставка рисунков «Стоп — пожару!» городская Призовые места Воспитатели
Участие в выставке «Рождественское чудо» республиканский воспитатели
Конкурс «Национальная гордость народов Севера «Северный олень», проводимого в рамках Года культуры в РФ, Года Арктики в РС(Я). республиканский Дипломы, сертификаты воспитатели
Конкурс поделок среди воспитанников учреждений для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Дом моей мечты» городской сертификаты Воспитатели,

Семенов Л.К.

Эстафета, посвященная 365-летию пожарной охраны России городская 1 место Андреева В.В.

Олесов П.Г.

Соревнование по футболу среди команд детских домов и школ-интернатов РС(Я) региональный этап открытых всероссийских соревнований 2 место (средний возраст)

3 место (младший возраст)

Олесов П.Г.
Интернациональный фестиваль «Бриллиантовые нотки» международный 3 место (младшая группа)

1 место (старшая группа)

Васильева Л.С .
XVI республиканский фестиваль-конкурс танцевальных коллективов республиканский Дипломант 1 степени Васильева Л.С.
III Республиканский детский фольклорный фестиваль «Хоровод дружбы» республиканский Гран-при Васильева Л.С.
Всероссийский конкурс творческих работ «Мужчина рядом» всероссийский Диплом 1 степени

(Рженев Данил)

Ефимова Ф.Г.
Открытое первенство по лыжным гонкам по программе спец. Олимп. республиканский Призовые места Олесов П.Г.
Конкурс наставничества «Мы разные, но мы одна семья», посвященного Году народной инициативы в городском округе «город Якутск» городской Призовые места (Данилов А, Кондратьев Ж) Ефимова Т.А, Абрамова Т.Д

 

Если сравнить успехи детей за 2006-2007 и 2013-2014 уч.годы, то мы видим, что до перехода на программно-целевой подход дети принимали участие в основном в мероприятиях  коррекционных школ города. В последующие годы успешно участвуем в мероприятиях обычных общеобразовательных школ.

Успехи детей в городских, республиканских, международных конкурсах.

Таким образом, реализуемый программно-целевой подход по организации воспитательной работы приносит ощутимые результаты.

Кроме того:

— расширилось участие детей по разным видам (танцы, мода, рисунки, поделки, фотографирование, создание роликов и мультфильмов, шитье, соревнования);

— больше достижений, успехов, призовых мест;

— повысился уровень конкурсов: городской, республиканский, всероссийский до международных;

— организованы выезды детей за пределы республики.

 

Опыт работы показал эффективность программно-целевого подхода к организации воспитательной работы в школе, так как:

— повысился уровень воспитанности детей школы-интерната №28 (VIII вида) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— стали принимать активное участие в творческих городских, республиканских конкурсах наравне с детьми общеобразовательных школ;

— показали работу своей школы на российском и международном уровне, приняли участие в международных и российских фестивалях-конкурсах;

— видна положительная динамика в работе с трудными детьми, с 2012 года нет самовольных уходов, на учете КДН и ИДН дети не состоят в последние 5 лет;

— выпускаются более самостоятельные дети, завершают обучение в учреждениях НПО 100%, стараются устраиваться на работу по специальности, а 30% обучаются на вторую специальность;

— мониторинг выпускников (беседы, посещение квартир, отзывы) показывает, что достаточное число детей-сирот с ОВЗ в целом социализируются (трудоустраиваются, создают семьи, вовремя оплачивают счета, в квартирах уютно и чисто,  меблировано);

— высокая результативность методической работы школы в режиме эксперимента;

— отмечается профессиональный рост педагогов (переподготовка и повышение квалификации, распространение опыта);

— определение критериев результативности воспитательной работы.